Нужны доноры

4.3 Функциональные тесты на цветовое зрение

Если для выявления врожденных дефектов цветоощущения, особенно при массовых профессиональных отборах, с целью экономии времени допустимо производить проверку двух глаз одновременно (врожденные нарушения почти всегда двусторонние), то при подозрении на приобретенные изменения цветоощущения тестирование следует проводить только монокулярно. Нарушения цветового зрения могут быть одним из ранних симптомов приобретенной патологии, поэтому они важны в дифференциальной диагностике.

При скрининговых проверках цветового зрения необходимо следить за правильным освещением. Комитет по международным стандартам (1985) рекомендует при проверке цветоощущения у живущих в северном полушарии земного шара использовать освещенность из окна, ориентированного на север (350—500 лк). Однако спектральная композиция естественного дневного света непостоянна, что отличает его от искусственного освещения, поэтому предпочтительно освещение синевато-белым светом "С" (порядка 330 лк), а использование вольфрамовых ламп с желтым светом должно быть исключено. Во многих светильниках, используемых в клинических условиях, необходимый свет достигается установкой на лампы с вольфрамовой нитью в 100 Вт полусферических синих фильтров (Macbeth easel daylight lamp). Псевдоизохроматические таблицы стандартизированы для такого света. Можно применять также высококачественные флюоресцентные лампы. При этом требуются балансировка спектрального распределения и индекс перевода более 90. При скрининговых проверках допускается использование освещения "С" в диапазоне от 100 до 2000 лк. Источник подсвета важно разместить так, чтобы он не вызывал ни слепящих рефлексов, ни теней.

При исследовании цветового зрения в вопросах и ответах обычно не используют название цветов. Пробы строятся на определении способности видеть какую-либо фигуру (ее детали), изображенную одним цветом на другом цветовом фоне, или ранжировать цвета либо подбирать их под пару.

В настоящее время существует более десятка тестов для диагностики дефектов цветового зрения. Их используют с целью выявления как врожденных, так и приобретенных нарушений. Различие состоит лишь в том, что в качестве скрининговых тестов для обнаружения врожденных красно-зеленых нарушений наряду с таблицами Ишихары Комитет по международным стандартам рекомендует использовать спектральный аномалоскоп. В наборе скрининговых крининговых тестов для диагностики приобретенных цветонаруше-ний аномалоскоп не упоминается, а, кроме таблиц Ишихары, рекомендованы таблицы Американской оптической компании (Hardy — Rand — Rittler), которые позволяют диагностировать нарушения сине-желтого приемника, таблицы Японского медицинского колледжа, 15-фишечная панель Farnsworth, в том числе в варианте объектов ослабленной насыщенности по Лантони (Lanthony).

Таблицы. В клинической практике наиболее распространены псевдоизохроматические таблицы, впервые предложенные Штиллингом в 1876 г. Чаще других в настоящее время используются таблицы Ишихары, Фельхагена, Ишикавы, Рабкина, Флетчера — Гамблина и др. Таблицы рекомендуется предъявлять на расстоянии вытянутой руки (0,66 м). При этом таблицы должны освещаться светом определенного спектрального состава. Исследователь сам переворачивает страницы, контролируя таким образом время предъявления символов (около 4 с) и просит обследуемого назвать цифру или фигуру сразу после переворачивания страницы. Чтение всех знаков, в том числе и скрытых (псевдоизохроматических), регистрируется.

Панельные тесты ранжировки цветов. Наибольшее распространение и признание в диагностике приобретенных нарушений цветового зрения получили панельные тесты, созданные на основе стандартного "атласа цветов" Munsell. За рубежом широко используют 15-, 85- и 100-оттеночные тесты Фарнсворта (Famsworth) различных цветов (1940). Цветовые оттенки, избранные для тестирования, расположены в цветовом треугольнике (МКО) по контуру овалов вокруг нейтральной точки (рис. 4.6). В первом случае (рис. 4.6, а) изохроматические линии нераспознавания пересекают овал в трех направлениях, во втором (рис. 4.6, б) они по касательным охватывают этот овал. Таким образом, сделана попытка представить замкнутый круг существующих цветовых оттенков как можно более полно. В некоторых вариантах теста для усложнения задачи уменьшают насыщенность цветов и для определения нейтральной зоны вводят шкалу серых фишек (28- и 40-оттеночные тесты Лантони как вариант 15-оттеночного теста Фарнсворта).

В задачу обследуемого входит расставить фишки, начиная с заданной (в 15-оттеночном тесте — голубая фишка), чтобы цвет от фишки к фишке плавно изменялся (по кругу).

В 100(85)-оттеночном тесте фишки хранятся в 4 емкостях, и задача решается в 4 приема: в каждой подгруппе расставляют по 21 фишке, соответствующей цветностям одного из квадрантов (Nl — от розового через оранжевый к желтому; N2 — от желтого к зелено-голубому; N3 —от зелено-голубого к сине-пурпурному; N4 — от синего через красно-пурпурный к розовому), и в конечном счете формируется замкнутый цветовой круг. Рекомендуется ограничивать время расстановки фишек из каждой коробки 2 мин. На скорость выполнения теста и его результаты могут влиять как тренированность обследуемого, так и его утомление.

В 15-оттеночном дихотомном тесте позиции перепутанных местами фишек мгновенно замечаются, так как соединяющие их прямые линии не очерчивают, а пересекают тестовый круг (рис.4.7). Эти линии направлены под прямым углом к линии неразличения соответствующего цвета в цветовом треугольнике (например, точки 1 и 14 при протадефиците, точки 4 и 13 при дейтердефиците, 8 и 15 при тритадефиците). Панель Д-15, особенно в усложненном варианте (с менее насыщенными цветами), широко применяется при профессиональном отборе. В клинической практике 100(85)-оттеночный тест Фарнсворта позволяет более точно определять характер нарушения цветовосприятия по определенному типу при врожденных и приобретенных состояниях. При обработке результатов размещения фишек каждый объект характеризуется суммой разностей его номера с номерами двух, оказавшихся по соседству. Если последовательность установлена правильно, сумма разностей номеров составляет 2 (нулевая отметка). При ошибочной установке результат всегда будет превышать цифру 2; чем выше окажется искомый показатель, тем тяжелее дефект цветоразличения в направлении соответствующих изохром. Это позволяет судить о типе нарушения, суммарная же погрешность, с учетом всех меридианов, свидетельствует о степени цветонарушения. Например, при выраженном дефекте восприятия синего цвета на схеме отчетливо видна полярность нарушений в двух диаметрально противоположных направлениях от центра цветового круга (рис.4.8).

В последние годы J.D.Mollon значительно упростил тест. В предложенном им наборе имеются красные, зеленые и синие фишки, отличающиеся не только по цвету, но и по его насыщенности. Перемешанные в беспорядке фишки обследуемый должен разобрать по цветам и ранжировать по насыщенности. В качестве эталона ему предлагают установленный в требуемом порядке набор из серых фишек.