Нужны доноры

9.3 Содружественное косоглазие c.9

Обследование больного.

  1. При опросе родителей ребенка, страдающего косоглазием, следует выяснить, в каком возрасте появилось косоглазие, его лредполагаемую причину, косил ли с самого начала только один глаз или наблюдалось попеременное косоглазие, не было ли раньше каких-либо заболеваний глаз, проводилось ли лечение косоглазия и амблиопии, какое и насколько оно было эффективным.
  2. Исследуют остроту зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией.
  3. Для определения характера косоглазия (монолатеральное или альтенирующее) предлагают больному смотреть на какой-либо предмет (зеркало офтальмоскопа, конец пальца или карандаша, игрушка и т. д.) и закрывают ладонью фиксирующий (например, правый) глаз. Когда начинает фиксировать отклоненный левый глаз, убирают ладонь и оставляют открытым правый глаз. Если при этом левый глаз продолжает фиксировать, то это значит, что у больного альтернирующее косоглазие. Если же больной по включении правого глаза опять начинает косить другим (левым) глазом, то у него монолатеральное косоглазие.
  4. Определяют вид косоглазия по направлению отклонения глаза (сходящееся, расходящееся, вертикальное) и величину отклонения. Для практических целей вполне достаточно измерить-угол косоглазия по методу Гиршберга. Больной смотрит на зеркало офтальмоскопа, а врач, приложив зеркало к своему глазу, наблюдает через отверстие за положением световых рефлексов на роговице - одного и другого глаза. О величине девиации судят по степени смещения рефлекса от центра на косящем глазу (рис. 82).
  5. С помощью цветового прибора определяют, имеется у больного бинокулярное, одновременное или монокулярное зрение. Длят того чтобы получить цредставление о состоянии бинокулярного зрения у детей младшего возраста, можно использовать пробу с призмой.
  6. Определяют подвижность глаз путем перемещения фиксируемого объекта перед глазами больного в восьми направлениях. Этим способом можно выявить только резкие ограничения подвижности глаз. Следует также иметь в виду, что при содружественном косоглазии оба глаза совершают движения примерно одинаковой амплитуды, поэтому при полной экскурсии ведущего глаза косящий глаз при движении в сторону, противоположную отклонению, как правило, не доходит до угла глазной щели. Однако это не дает оснований говорить об ограничении его подвижности. Особенно осторожно следует делать такое заключение при обследовании детей раннего возраста.
  7. По возможности при наличии показаний для определения состояния глазодвигательного аппарата используют коордиметрию и метод «спровоцированной» диплопии.

  8. В случае наличия синоптофора исследуют фузионную способность зрительного анализатора (слияние под объективным углом, скотома под объективным углом, слияние под субъективным углом, скотома под субъективным углом). В случае бифовеального слияния определяют ширину фузионных резервов.
  9. С помощью скиаскопии исследуют рефракцию каждого глаза в условиях циклоплегии.
  10. При снижении остроты зрения определяют зрительную фиксацию. Для этого используют визускоп, большой безрефлексный офтальмоскоп с фиксационной иглой или офтальмоскопическую линзу с шариком.
  11. Тщательно исследуют оптические среды и глазное дно, помня о том, что в ряде случаев причиной снижения остроты зрения и развития косоглазия могут быть анатомические изменения в глазу. Помимо фокального освещения роговицы, исследования оптических сред в проходящем свете, офтальмоскопии в обратном и прямом виде, по возможности используют биомикроскопию, офтальмохромоскопию, кампиметрию, пробу с последовательным образом, пробу с применением феномена Гайдингера, фотостресс-тест, определение ретинальной остроты зрения (РОС), электрофизиологические исследования органа зрения.
  12. В случае необходимости ребенка, страдающего косоглазием, направляют на консультацию к педиатру, невропатологу, отоларингологу и другим специалистам.

Лечение. Конечная цель лечения содружественного косоглазия — восстановление бинокулярного зрения. Только при бинокулярном зрении полноЬтью восстанавливаются зрительные функции и. устраняется асимметрия в положении глаз.