Нужны доноры

8. Близорукость c.5

Основу профилактики близорукости составляет общее укрепление и физическое развитие организма ребенка и подростка. Повышение двигательной активности, физическая культура имеют наиболее важное значение для учащихся городских школ, особенно специальных школ с преподаванием на иностранных языках, физико-математических, музыкальных и др. Важное звено профилактики - предупреждение и лечение общих хронических заболеваний.

В профилактике миопии имеет значение правильное обучение чтению и письму. Особое внимание следует обращать на соблюдение оптимального (30—35 см) расстояния от глаз до книги и тетради, а также постоянное чередование зрительной фиксации близких (находящихся на парте или столе) и далеких объектов. Необходимы частые перерывы в зрительной работе.

Большое значение имеет правильное и достаточное освещение класса и рабочего места школьника. Для классов световой коэффициент, т. е. отношение застекленной площади окон к площади пола, должен составлять 1:5, для прочих помещений школы — 1:8. Для устранения препятствий к проникновению дневного света в учебное помещение необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники ветвистые цветы, наглядные пособия, большие аквариумы и т .п. На окнах должны быть светлые шторы для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. В третьем от окон ряду парт в пасмурную погоду даже в наиболее светлых (классах освещенность может быть недостаточной, поэтому целесообразно каждую учебную четверть пересаживать школьников, меняя ряды парт. Отражающие поверхности в классе следует окрашивать в светлые тона: потолки, оконные проемы и рамы в белый цвет, панели в светло-серый с легкой примесью желтого или в палевые тона, школьную мебель в светлосерый цвет. Окрашенная поверхность должна быть матовой.

Для искусственного освещения в школах используют светильники с лампами накаливания или с люминесцентными лампами, снабженные специальной арматурой. Освещенность от таких ламп в классных комнатах, на партах и классной доске должна быть не менее 150 лк при использовании ламп накаливания и 300 лк при освещении люминесцентными лампами. В стандартном классе площадью 50 м2 такую освещенность обеспечивают 8 светильников с лампами накаливания по 300 Вт каждая. Для создания равномерного освещения в классе светильники следует располагать в два ряда.

Нужно следить за тем, чтобы текст, рисунок, наглядное пособие, которыми школьники пользуются при зрительной работе, были достаточно контрастны с фоном — бумагой либо доской, на которой они изображены или находятся. В этом смысле далеко не безразлично качество бумаги, используемой для письма, а также бумаги и печати в книгах. Бумага, на которой пишут, должна быть белой, чернила - темными и неразведенными, классная доска—чистой, черной или темно-коричневой, поверхность ее — матовой, мел хорошего качества. Эффективной мерой профилактики близорукости является проведение специальной гимнастики для глаз в середине каждого урока.

Важное значение для профилактики близорукости имеет выделение лиц с повышенным риском ее возникновения и проведение с ними упражнений для улучшения аккомодационной способности. Все школьники с уменьшенным запасом относительной аккомодации и со сниженной остротой зрения для. дали, а также те, у кого в семье есть больные с близорукостью, относятся к группе риска. В эту группу включают и тех школьников, у которых близорукость уже возникла. С этой отобранной группой проводят занятия для тренировки аккомодации со сменными линзами по Аветисову-Мац. Циклы занятий следует повторять 2—3 раза в год.

Лица с близорукостью любой степени находятся под диспансерным наблюдением, и с учета их не снимают. При слабой и средней степени близорукости больных осматривают один раз в год, при высокой степени — 2 раза в год.

Главная задача диспансеризации и лечебных мероприятий при близорукости - приостановить или замедлить ее прогрессирование и предупредить возможные осложнения.

Прежде всего решается вопрос о рациональной оптической коррекции близорукости (см. главу 5).

Для воздействия на ослабленную аккомодационную способность применяют тренировочные упражнения с линзами, которые проводят в специализированном кабинете, а также упражнения типа «метка на стекле» и на аккомодотренере. Два последних вида упражнения можно проводить в домашних условиях. Упражнения для ресничной мышцы выполняют при близорукости низкой и средней степени. Они более эффективны при начальной близорукости.

Для нормализации аккомодационной способности также используют 1 % раствор мезатона. Его инстиллируют в оба глаза по 1—2 капле через день на ночь. Мезатон применяют в период проведения первых двух—трех курсов упражнений для ресничной мышцы, а также в период напряженной зрительной работы (экзамены, подготовка к контрольной работе и т. д.).

При близорукости особенно важно тщательно соблюдать все гигиенические меры, о которых сообщалось выше. Зрительная работа, не связанная с обучением в школе, должна быть уменьшена в разумных пределах. При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 40 -50 мин чтения или письма приходилось не менее 5 мин отдыха. При близорукости выше 6,0 дптр целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 30 мин, а время отдыха увеличить до 10 мин.

Лицам с близорукостью выше 6,0 дптр, а при изменениях на глазном дне — выше 4,0 дптр противопоказана работа, связанная с подъемом тяжестей, рассматриванием мелких деталей или требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоненной вниз головой.

Вопрос о профессиональной ориентации школьников с близорукостью следует решать индивидуально. Медицинские противопоказания к работе и обучению по состоянию органа зрения основаны на показателях остроты зрения. Необходимо также учитывать степень близорукости, стабильность или прогрессирование процесса, характер осложнений, состояние поля зрения, особенно наличие центральных и парацентральных скотом, общее состояние здоровья, профессиональные условия труда.