Нужны доноры

6.3 Исследование глазодвигательного аппарата c.5

При рассматривании цветных отверстий прибора через красно-зеленые очки обследуемый с нормальным бинокулярным зрением видит четыре кружка: красный — справа, два зеленых по вертикали слева и средний кружок как бы состоящий из красного (правый глаз) и зеленого (левый глаз) цвета. При наличии выраженного ведущего глаза средний кружок окрашивается в цвет стекла, поставленного перед этим глазом (рис. 55). При монокулярном зрении видны либо два, либо три кружка, различаемые только одним глазом (рис. 56), при одновременном зрении — пять кружков (рис. 57).

Исследование бинокулярного зрения с помощью цветового прибора, требующее от обследуемых умения свободно считать до пяти, обычно удается провести у детей старше 5 лет. Между тем содружественное косоглазие чаще возникает в более раннем возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно своевременно обнаружить его потенциальные признаки в виде расстройств бинокулярного зрения, для того чтобы принять необходимые меры профилактики и лечебные мероприятия.

Для того чтобы принцип цветового разделения полей зреyия можно было бы применить для исследования бинокулярного зрения у детей младшего возраста, в описанный прибор внесены изменения [Аветисов Э. С. и др., 1964]. Цветовым тестам придана форма предметов, хорошо знакомых и понятных ребенку младшего возраста: по вертикали сверху — автомашина, снизу — елочка (оба объекта зеленого цвета); средний объект (при рассматривании через красно-зеленые очки) как бы распадается на две самостоятельные фигуры - звезду с лучами зеленого цвета и белый кружок; правая фигура гриб красного цвета. Перед исследованием убеждаются, что ребенок, пользуясь обоими глазами и каждым глазом в отдельности, правильно называет фигуры. Затем обследуемому надевают очки: красное стекло против правого глаза, зеленое - против левого. В этих условиях правый глаз будет видеть окрашенные в красный цвет гриб и кружок, который находится в центре звезды, левый глаз автомашину зеленого цвета, елочку и звезду с кружком посередине.

При рассматривании объектов обоими глазами обследуемый с нормальным бинокулярным зрением увидит четыре фигуры, расположенные так, как в действительности. При этом кружок в центре звезды окрашивается в цвет стекла, поставленного перед ведущим глазом.

При нарушении бинокулярного зрения возможны такие варианты:

  1. зрение монокулярное (правый глаз) — обследуемый видит красный гриб и красный кружок;
  2. зрение монокулярное (левый глаз) —обследуемый видит зеленую автомашину, звезду и елочку;
  3. зрение одновременное при сходящемся косоглазии — ребенок увидит пять фигур: зеленые автомашину, звезду и елочку слева, красный гриб и кружок — справа, фигуры будут расходиться в одном направлении;
  4. зрение одновременное при расходящемся косоглазии — обследуемый видит такие же зеленые и красные фигуры, но в перекрестном расположении.

Модифицированный цветовой прибор обычно позволяет исследовать состояние бинокулярного зрения у детей 4 лет, а иногда и 3 лет.

Некоторое представление о состоянии бинокулярного зрения у детей 1-го и 2-го года жизни можно получить с помощью пробы с призмой. При наличии способности к бинокулярному слиянию приставление к одному из глаз призмы вызывает установочное движение этого глаза, переводящее изображение на центральную ямку сетчатки и устраняющее двоение.

Пробу с призмой проводят следующим образом. Ребенку показывают какой-либо предмет, привлекающий внимание. Перед одним глазом ставят и быстро убирают призму в 10—12 призменных диоптрий. Затем ставят призму перед другим глазом и убирают ее. При наличии бинокулярной фиксации оба глаза после устранения призмы совершают установочное движение. При отсутствии бинокулярного зрения установочного движения либо нет, либо оно совершается только одним ведущим глазом.