Нужны доноры

6.2 Исследование функций глаза c.6

Для измерения РОЗ используют ретинометр АРЛ-1 (анализатор ретины лазерный), созданный на основе ретинометра конструкции Э. С. Аветисова и соавт. (1974). Оптическая система прибора позволяет формировать непосредственно на сетчатке интерференционную картину (ПК) или решетку, образованную чередующимися темными и светлыми полосами с синусоидальным распределением освещенности. Путем контролируемого изменения частоты чередования полос в пределах тестового поля решетки и ее ориентации обеспечивается возможность определять РОЗ в основных меридианах глаза. Благодаря таким свойствам лазерного излучения, как когерентность и монохроматичность, на сетчатке образуется высококонтрастное изображение решетки.

Исследование РОЗ проводят монокулярно без коррекции в затемненном помещении. Голову пациента фиксируют на подбороднике. Яркое изображение в фокусе выходного объекта ретинометра совмещают с роговицей глаза обследуемого, который при этом наблюдает круг, заполненный красно-черными полосами. Различие ИК отличается в меридиане, перпендикулярном направлению решетки: вертикально ориентированная решетка позволяет получать значения РОЗ в горизонтальном меридиане сетчатки, горизонтально ориентированная - в вертикальном.

Изменяя угловые размеры интерференционных полос, определяют их наименьшую ширину, еще различаемую обследуемым (порог различения). При этом каждый раз, задавая новый размер ИК, меняют ориентацию полос, требуя от пациента определить их положение. Исследование проводят до тех пор, пока обследуемый не отмечает, что полосы «слились», и не может определить их ориентацию.

ИК предъявляют в порядке уменьшения угловых размеров полос в соответствии с основным принципом визометрии. При этом получают значения РОЗ в пределах от 0,03 до 1,33. Время экспозиции ИК 3—5 с. Исследовать РОЗ удается у детей в возрасте 3 лет и старше.

Цветовое зрение. Определение цветового зрения включает исследование уровня цветочувствительной функпии, выявление цветовых расстройств и дифференцирование их по формам и степеням. Эти исследования можно проводить с помощью испытательных таблиц или спектральных приборов типа аномалоскопов.

Наибольшее распространение получили полихроматические таблицы Рабкина. Если обследуемый не знает цифр, то его можно попросить обводить их кисточкой или указкой, поэтому эти таблицы можно использовать для исследования цветоощущения у дошкольников.

Спектральный аномалоскоп Рабкина (АСР) позволяет выявлять как врожденные, так и приобретенные расстройства цветоощущения. Используют также простой и удобный в употреблении фильтровый аномалоскоп Раутиана (АН-59).

У слабовидящих цветоощущение имеет ряд особенностей, поэтому его нельзя исследовать с помощью обычных методов (полихроматические таблицы, аномалоскопы). Для исследования цветоощущения у слабовидящих и лиц с остаточным зрением предложен набор тестов [Тюханов Л. М., 1968], который состоит из шести таблиц с фоном серого цвета.

При трудно диагностируемых поражениях внутренних оболочек глаза выявление врожденных или приобретенных нарушений цветоощущения помогает уточнить диагноз. Ниже приведены отличительные признаки врожденных и приобретенных нарушений цветоощущения (Е. Б. Рабкин).

Адаптометрия. Обычные методы определения величины световой чувствительности и динамики ее изменений в условиях адаптации глаза к темноте применимы у детей 6 лет и школьников.

С этой целью применяют адаптометр Белостоцкого - Гофмана (модель АДМ). Прибор позволяет исследовать во время темновой адаптации не только абсолютную световую чувствительность, но также изменения остроты центрального зрения и ряд других зрительных функций.

Обследуемый через окно в шаровидной части прибора видит равномерно освещенный объект, яркость которого изменяют с помощью диафрагмы и дополнительных нейтральных светофильтров. При включении всех светофильтров и минимальном отверстии диафрагмы световой поток уменьшается в 400 млн. раз. Оптическую плотность при данном световом пороге определяют по-измерительной шкале. Оптическая плотность является величиной, обратно пропорциональной величине пороговой яркости, она прямо пропорциональна величине световой чувствительности.

В течение 20 мин обследуемый находится в условиях первичной адаптации к темноте. Затем в течение 10-20 мин происходит предварительная световая адаптация к яркости стенок шара в 2500 апостильбов. Отсчет порогов световой чувствительности начинают с того момента, когда обследуемый начинает ощущать в условиях темноты световое пятно — испытательный объект в форме круга, квадрата или креста. Очередные замеры порогов производят через каждые 5 мин в течение часа пребывания в темноте. Результаты исследования наносят на график, на оси абсцисс которого откладывают время, а на оси ординат — величины оптической плотности, соответствующие отдельным измерениям.

В норме световая чувствительность в ходе темновой адаптации повышается довольно быстро в течение первых 25--30 мин. Затем этот процесс замедляется. После 50—60 мин дальнейшего увеличения световой чувствительности практически не происходит. К этому времени среднее значение оптической плотности составляет 4,5—5,5 логарифмической единицы. У детей световая чувствительность в условиях адаптации глаз к темноте снижена; по мере увеличения возраста она повышается, достигая к 12 -14 годам таких значений, как у взрослых.

С помощью адаптометра АДМ можно провести ускоренное исследование адаптации к темноте. Оно. заключается в определении времени, когда обследуемый начинает различать тест-объект после дозированной адаптации к свету. Сначала обследуемый в течение 2 мин смотрит на внутреннюю поверхность шара адаптометра, имеющего яркость 2500 апостильбов. Затем диафрагму прибора устанавливают на 1,1 (при выключенных фильтрах) и предъявляют обследуемому для опознания один из тест-объектов круг, квадрат или крест. Момент, когда он начинает различать тест-объект, отмечают по секундомеру. В норме при бинокулярном исследовании это время не превышает 45 с.

Отсчет порогов световой чувствительности на адаптометре АДМ можно производить не только по ощущению светлого пятна, но и по различению формы испытательных объектов. Это позволяет контролировать показания обследуемого.

Одним из методов исследования адаптации глаза является никтометрия, сущность которой заключается в определении времени восстановления и способности к восстановлению сумеречной остроты зрения после световой адаптации и «ослепления». Исследование проводят в два этапа с помощью специального прибора — никтометра. На первом этапе в течение 2 мин регистрируют время восстановления остроты зрения при пониженной освещенности после 3-минутной адаптации к однородному яркому (яркость 2200 нит) белому фону. В норме острота зрения восстанавливается по 0,5 через 80—90 с. На втором этапе определяют способность к восстановлению остроты зрения после «ослепления» глаза ярким источником света, находящимся вблизи от центра поля зрения. Во время исследования после засвета яркость таблицы для определения остроты зрения дважды автоматически увеличивается в 8 раз; она составляет 0,16; 1,3 и 10 нит. В норме острота зрения при этих уровнях яркости должна быть соответственно не менее 0,1; 0,5 и 0,9.

Аналогичное исследование можно провести с помощью адаптометра АДМ. Световую адаптацию в течение 3 мин проводят при полной яркости шара (800 нит). Время с момента окончания световой адаптации до момента, когда острота зрения достигает 0,1; 0,3; 0,4; 0,5, отмечают на графике. Исследование продолжается 60-70 с. За это время острота зрения должна достигнуть 0,5 0,6. Затем (второй этап исследования) на 30 с включают лампочку - «ослепитель». Выключив ее, определяют остроту зрения при суммарной плотности фильтров и измерительной диафрагмы. Эта плотность составляет последовательно ОД; 0,6; 1,3; 1,7 и 2,0. В норме острота зрения при указанных уровнях яркости таблиц должна быть соответственно не ниже 1,0; 0,5; 0,4; 0,2 и 0,1.

По сути дела никтометрия — один из вариантов фотостресс-теста, с той лишь разницей, что время восстановления зрительной функции определяют в условиях сумеречного зрения. Предложены также объективные методы адаптометрии, которые можно применять для обследования детей раннего возраста. Один из них основан на использовании оптокинетического нистагма. В адаптометре специальной конструкции испытательные знаки имеют вид светящихся полос с темными промежутками, которые двигаются в горизонтальном направлении. При пороговой яркости светлых полос возникает нистагм. Для осуществления наиболее трудного этапа такого исследования — регистрации оптокинетического нистагма в темноте - предложены различные устройства (зачерченная контактная линза с люминесцирующей точкой, инфракрасный осветитель с электронно-оптическим преобразователем и др.).

Объективное определение световых порогов в условиях темповой адаптации проводят также с помощью пупилломоторной реакции. На зрачок направляют свет различной интенсивности и регистрируют в это время изменения диаметра зрачка, которые служат критерием оценки световой чувствительности глаза. Об уровне световой чувствительности можно судить также по элек-троретинограмме. Широкого применения в клинической практике объективные методы адаптометрии пока не получили.