Нужны доноры

6.2 Исследование функций глаза c.4

Офтальмометр (рис. 41) основан на измерении расстояния между изображениями фигурок, отраженных от роговицы. Офтальмометрию проводят в темной комнате. Голову обследуемого фиксируют на специальной подставке. После включения осветительной системы прибора и правильной его установки на роговице исследуемого глаза получаются изображения двух фигурок - лесенки и прямоугольника, которые врач видит через окуляр оптической трубы. С помощью особого винта обе фигурки перемещают до соприкосновения друг с другом и совмещения линий, делящих каждую из них пополам. Такая установка соответствует положению одного из главных меридианов, определяемого по шкале. Затем прибор поворачивают на 90 градусов в положение второго главного меридиана. При этом фигурки либо расходятся, либо находят друг на друга. По степени совмещения лесенки и прямоугольника судят о величине роговичного астигматизма: каждая ступенька лесенки соответствует 1 дптр. В новых моделях офтальмометра степень астигматизма и направление главных меридианов определяют непосредственно по шкале.

В последнее время созданы приборы, которые позволяют производить автоматическое объективное определение рефракции. В одном из автоматических рефрактометров - офтальметроне — запись рефракции выдается в виде графика (рис. 42). Способ регистрации рефракции с помощью офтальметрона незаменим при обследовании больных со сложными нарушениями оптической системы глаза, например после операций на хрусталике и роговице [Краснов М. М., Аветисов С. Э., 1976].

Для проведения массовых исследований более удобны другие типы автоматических рефрактометров - диоптронов (рис. 43) в ауторефрактометров.

Опыт применения диоптрона показывает, что это высокоэффективный прибор. Главное его достоинство состоит в том, что он экономит время врача и в большинстве случаев избавляет от необходимости проводить циклоплегию. Средняя продолжительность обследования одного пациента на приборе 2—3 мин, при обследовании детей младшего возраста она несколько больше.

В последнее время все шире применяют субъективное определение рефракции с использованием газового лазера.

Поле зрения. Определение границ поля зрения и выявление в нем сенсорных дефектов - скотом — имеет важное значение в диагностике заболеваний сетчатки и зрительного нерва.

Для исследования поля зрения применяют периметрию или кампиметрию. При проведении исследования этими методами от больного требуются длительное общее внимание, зрительное сосредоточение, понимание тонкостей техники исследования, поэтому их можно использовать при обследовании только детей школьного возраста.

Ориентировочное представление о границах поля зрения можно получить с помощью контрольного метода Дондерса. Метод основан на примерном сравнении полей зрения врача, проводящего исследование, и больного. Необходимое условие для его проведения - нормальное поле зрения у исследующего. Врач и обследуемый садятся друг против друга на расстоянии около 1 м и закрывают ладонью или повязкой по одному неисследуемому разноименному глазу. Открытым, например правым, глазом пациент фиксирует левый глаз врача. Затем врач передвигает от периферии к центру поочередно с четырех сторон (снаружи, изнутри, сверху и снизу) какой-либо предмет (например, карандаш), удерживая руку во фронтальной плоскости на середине расстояния между собой и больным. Больного просят сообщить, когда он увидит предмет. Если у обследуемого поле зрения не сужено, то он увидит предмет одновременно с врачом.

Для исследования поля зрения с помощью специальных приборов — периметров — применяют кинетическую (динамическую) и статическую периметрию. Кинетическую периметрию проводят при предъявлении движущихся объектов, статическую — с помощью неподвижных объектов, яркость и величина которых изменяются. Статическая периметрия позволяет определить абсолютную, или различительную, световую чувствительность глаза в различных участках сетчатки. Повторные исследования поля зрения с использованием нескольких вариантов величины и яркости тест-объекта или его контраста с фоном позволяют количественно оценить полученные результаты. При этом вычерчивают изоптеры, соединяющие границы поля зрения для каждого из вариантов тест-объекта. Этот метод называют квантитативной, или количественной периметрией.

Широко распространен настольный периметр типа Ферстера. У детей дошкольного возраста границы поля зрения примерно на 10° уже, чем у взрослых.

В проекционных периметрах применяют тест-объекты в виде светового пятна, проецируемого на поверхность дуги с помощью специального устройства. Размер, яркость и цвет тест-объекта изменяют, вводя в световой пучок нейтральные и цветовые светофильтры, а также диафрагмы разного размера. Диаметр тест-объектов 1; 3; 5 и 10 мм, но в связи с тем что лучи, проецирующие их, падают на дугу под углом 30°, тест-объекты имеют форму эллипса с разностью осей 15%. Яркость тест-объектов может изменяться в 4; 16 и 64 раза.

Перемещение тест-объекта по дуге осуществляют поворотом зеркала, укрепленного во вращающейся головке проектора. Положение тест-объекта во время исследования регистрируют на бланке-графике. С помощью проекционного периметра можно проводить квантитативную периметрию.

Широкое распространение получили сферические периметры, в которых дуга заменена полусферой и имеются объекты, площадь и яркость которых можно изменять. Особенностью прибора является то, что с его помощью можно исследовать пространственную суммацию. Два разновеликих объекта подравнивают светофильтрами так, что количество отраженного ими света становится одинаковым. В норме изоптеры, полученные при исследовании этими двумя объектами, совпадают. Если они расходятся больше чем на 5°, то это указывает на расстройство пространственной суммации в поле зрения. В последнее время появились периметры, в которых обработка полученных при исследовании данных полностью автоматизирована.

Предложены объективные методы исследования поля зрения — пупилломоторная и электроретинографическая периметрияг периметрия по реакции остановки а-ритма на электроэнцефалограмме и др. Применения эти методы не нашли. Для исследования участков ноля зрения в пределах до 30 40° от центра с целью определения величины слепого пятна, центральных и парацентральных скотом, ангиоскотом применяют кампиметрию.

В норме слепое пятно имеет вид овала, расположенного в височной половине поля зрения между 12° и 18°. Вертикальный диаметр слепого пятна равен в среднем 8—9°, горизонтальный — 5—6°. Обычно 7з слепого пятна расположена выше горизонтальной линии, проходящей через центр кампиметра, и 2/3 — ниже этой линии. Предложены квантитативные кампиметры с освещенностью от 3 до 500 лк, а также метод статической кампиметрии. Сущность его заключается в том, что в различные точки белого экрана из матового стекла поочередно проецируют объект. Экспозиция объекта 1-2 с. В каждом из этих положений определяют порог яркости, и логарифм полученного числа откладывают к специальной таблице.

При исследовании центральной части поля зрения с целью выявления его дефектов широко применяют различные сетки и таблицы. Сетка Амслера представляет собой квадрат размером 200X200 мм, на котором нанесены квадраты со стороной 5 мм (около 1° при расстоянии 300 мм от глаза), образованные пересекающимися линиями (рис. 44). В центре сетки размещена фиксационная точка. Больной смотрит на эту точку и в зависимости от состояния периферического зрения видит линии ровными и, одинаково окрашенными или искривленными и частично затемненными. Если больной видит дефекты в поле зрения, то он сам рисует их на прозрачной бумаге, которую накладывают на сетку. Этот простой метод позволяет быстро обнаруживать нарушения: зрения в центральной области сетчатки. Для того чтобы детально-исследовать такие нарушения, нередко необходимо применить более совершенные методы периметрии и кампиметрии.

Функциональная способность центральной области сетчатки При затруднениях в диагностике, возникающих, например, в случаях снижения зрения при отсутствии видимых изменений в глазу, для того чтобы более полно оценить состояние зрительной системы, можно применить методы, позволяющие судить о функциональной способности центральной области сетчатки. Эти методы можно использовать также при наличии видимых изменений в органе зрения, чтобы установить, какое влияние они оказали на зрительные функции, а также для наблюдения за динамикой патологического процесса.

Определение состояния зрительной фиксации, кампиметрию, пробы с последовательным образом и использованием феномена Гайдингера особенно показаны для выявления офтальмоскопически невидимых изменений в области желтого пятна сетчатки. Исследовать состояние зрительной фиксации удается у детей 3-4 лет и старше. Другие методы можно применять у детей в возрасте 6 лет и старше. Нарушение зрительной фиксации может быть ранним признаком поражения центральной области сетчатки.

Для определения состояния фиксации глаза применяют способы, основанные на принципе офтальмоскопии. Суть их состоит в том, что в систему офтальмоскопических приборов вводят различные тесты, проекция которых на глазном дне указывает на местоположение фиксирующего участка сетчатки.