Нужны доноры

6.2 Исследование функций глаза c.1

О наличии зрения у новорожденного можно судить по прямой и содружественной реакции зрачков на свет, а также возникновению при резком и внезапном освещении глаз феномена Пейпера, который выражается в сужении зрачка, смыкании век и сильном откидывании головы ребенка назад. В первые 2—3 нед жизни ребенок реагирует на появление в поле зрения ярких предметов поворотом глаз в их сторону и может в течение небольшого периода времени следить за движением этих предметов. Ребенок 1—2 мес уже способен достаточно длительно фиксировать обоими глазами движущийся предмет. Для того чтобы получить представление о наличии форменного зрения у ребенка 2—5 мес, предлагают пользоваться ярко-красным шариком,диаметром 4 см, висящим на нитке на фоне окна. Ребенка постепенно приближают к шарику и отмечают расстояние, с которого он начинает следить за шариком глазами или тянется к нему рукой. Во время исследования рекомендуется слегка раскачивать шарик.

Аналогичную методику применяют также при обследовании детей 6—12 мес, однако при этом пользуются шариком диаметром 0,7 см. Если ребенок начинает различать шарик (появляются следящие движения) с расстояния 5 м, то острота зрения у него равна примерно 1,0, с 1 м — 0,2, с 50 см - 0,1.

Для определения остроты зрения у детей в возрасте 1—2 лет рекомендуется использовать следующую методику. Ребенка с повязкой на одном глазу вводят в светлую комнату длиной не менее 5 м. На полу комнаты начерчены концентрические дуги, расстояние между которыми равно 1 м. На дуге с отметкой 5 м находился белый шарик диаметром 4 см. Ребенку показывают аналогичный шарик и просят его найти взором и принести тот шарик, который лежит на отметке 5 м. Если ребенок не справляется с этой задачей, то шарик кладут на отметку 4 м, 3 м и т. д., пока он не будет обнаружен. После того как ребенок находит шарик диаметром 4 см, его заменяют шариком меньшего размера. Для того чтобы судить о степени остроты зрения, пользуются данными, представленными в табл. 12.

У детей в возрасте 3 лет и старше остроту зрения определяют с расстояния 5 м по таблице с буквенными знаками или картинками (для дошкольников). Наибольшее распространение получили детские таблицы Орловой. Таблицу помещают на стенке осветительного аппарата на такой высоте, чтобы средний ряд знаков таблицы был примерно на уровне глаз ребенка. Его просят сидеть прямо и спокойно, не прищуривая глаза и не нагибаясь вперед.

Неисследуемый глаз выключают из акта зрения с помощью пластинки из пластмассы, металла или картона, поместив ее так, чтобы внутренний край этой пластинки находился на средней линии носа.

Если до обращения к врачу ребенок уже пользовался очками, то остроту зрения каждого глаза необходимо определять без очков и в очках. При исследовании очень важно применять одну и ту же методику и тщательно выполнять все правила, перечисленные в инструкции, которая прилагается к каждому аппарату для освещения таблиц. Правильно определить остроту зрения у детей дошкольного возраста не так просто, как кажется.

Целесообразно до исследования подвести ребенка к таблице и попросить назвать изображенные на ней картинки, чтобы он мог освоиться с тем, что от него потребуют. Вначале определяют остроту зрения лучше видящего, а затем хуже видящего глаза (если он заранее известен). Авторы, утверждающие, что при этом ребенок может запомнить расположение картинок, в результате чего будет установлена более высокая острота зрения хуже видящего глаза, явно переоценивают возможности детей. Следует учитывать, что во время исследования дети устают, поэтому его лучше проводить следующим образом: начиная с верхней строки таблицы, показывать ребенку в каждой строке только по одной картинке. Если он не сможет назвать ее, то следует предъявить для распознания все остальные картинки данной строки, выше расположенной строки и т. д., пока не будет правильно названо большинство картинок в одной строке. По этой строке определяют величину остроты зрения у обследуемого ребенка.

При остроте зрения ниже 0,1 рекомендуют определять ее не с помощью счета пальцев на разном расстоянии от глаз, а приближая обследуемого к таблице и вычисляя затем остроту зрения (V) по формуле:

где d — расстояние, с которого велось наблюдение, м; D — расстояние, с которого виден данный знак при нормальном зрении, м (обычно отмечено на левой стороне таблицы). Однако и это не лучший способ исследования: два знака верхней строки больные, действительно, легко запоминают, что затрудняет правильную оценку остроты зрения. В таких случаях удобно пользоваться набором оптотипов Поляка или таблицами с переставленными строками.

Набор состоит из 6 кольцевых и 6 трехлинейных оптотипов различных размеров.

Следует отметить, что таблицы для определения остроты зрения у детей имеют существенные недостатки. Степень узнаваемости знаков одного и того же ряда в этих таблицах заметно варьирует и во многом зависит от уровня развития ребенка. Положенный в основу таблиц для взрослых принцип, согласно которому соотношение между деталью знака и самим знаком равно 1: 5, в детских таблицах не соблюдается.

В связи с этим остроту зрения у детей предлагают исследовать с помощью иной методики. Так, некоторые офтальмологи предпочитают при исследовании остроты зрения у детей 3—6 лет пользоваться таблицами, содержащими один разнонаправленный знак, например букву Е с укороченной средней полосой или силуэт кисти руки человека с растопыренными пальцами. Испытуемый должен указать направление знака.

Можно использовать три знака — квадрат, круг и треугольник, нанесенные по одному на каждую грань куба. Кроме того, ребенку предъявляют объемные изображения тех же знаков. Во время определения остроты зрения он может, не называя фигур, показывать на эти изображения. Н. А. Пучковская и И. В. Клюка (1966) предлагают давать ребенку в руки листы картона с изображением знаков испытательной таблицы. При показе того или иного знака ребенок поднимает лист картона с соответствующим изображением.

В последнее время еще больше, чем испытательные знаки, и способы их предъявления. Так, за рубежом значительное анение получили транспарантные приборы, в которых испытательный знак изображен на молочном стекле, за которым источник света. Для предъявления испытательных знаков используют и так называемый коллиматорный способ. При этом способе знак предъявляют с близкого расстояния, но с помощью оптических устройств его изображение как бы переносится в бесконечность.

Наибольшее распространение получили проекторы испытательных знаков. Использование ярких источников света и хороших объективов позволяет получать вполне удовлетворительное изображение даже с расстояния 5—6 м. Однако для того чтобы повысить контрастность и резкость изображения, располагать проекторы предпочитают как можно ближе к экрану. В практической работе чаще всего используют приборы типа ПЗ-1, ПЗ-01 и нистагм-аппарат.

При отсутствии форменного зрения важно выяснить, сохранилось ли у ребенка ощущение света или он абсолютно слеп. Это определяют по наличию или отсутствию прямой реакции зрачка на свет.