Нужны доноры

6. Основные методы исследования органа зрения и зрительных функций c.2

Биомикроскопия. Биомикроскопическое исследование глаза проводят с помощью щелевой лампы (ТЦЛ-56, ЩЛ-Т), которая представляет собой комбинацию бинокулярного микроскопа с осветителем. Он освещает исследуемую часть глаза щелевым лучком света, позволяющим получить оптический срез роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Может быть получена как вертикальная, так и горизонтальная щель различной толщины (0,06 —8 мм) и длины.

С помощью щелевой лампы можно проводить биомикроофтальмоскопию, введя рассеивающую линзу с оптической силой 60 дптр, нейтрализующую оптическую систему глаза.

При биомикроскопии глаза применяют различные виды освещения: диффузное, прямое фокальное, непрямое (исследование в темном поле), переменное (комбинация прямого фокального с непрямым); исследовшие проводят также в проходящем свете и методом зеркального поля [Шульпина Н. Б., 1974].

Инфракрасное совещание [Рославцев А. В., 1962] позволяет исследовать переднюю камеру, радужку и область зрачка при мутной роговице. Щелевая лампа может быть дополнена аппаланационным тонометром (ЩЛ-Т), с помощью которого можно измерять истинное и тоном етрическое внутриглазное давление.

Биомикроскопическое исследование у детей младшего возраста (до 2-3 лет), а также беспокойных детей более старшего возраста осуществляются в состоянии углубленного физиологического или наркотического сна, следовательно, в горизонтальном положении ребенка (рис. 29). При этом невозможно использовать обычные щелевые лампы, позволяющие проводить исследование только в вертикальном положении больного. В этих случаях может быть использована модифицированная щелевая лампа ЩЛ-56 (рис. 30), конструкция которой позволяет проворить биомикроскопию в горизонтальном положении больного [Хватова А. В.. и др., 1970]. Лампа смонтирована на поворотном столике таким образом, что можно устанавливать ее в горизонтальном и вертикальном положении. Для проведения исследования ребенка укладывают на кушетку так, чтобы расстояние между исследуемым глазом и осветителем составляло приблизительно 10-15 см, и осуществляют наводку на исследуемый глаз. Благодаря применению модифицированной щелевой лампы у детей младшего возраста обеспечивается микроскопический уровень биомикроскопии с использованием высоких степеней увеличения.

Значительно меньшими возможностями обладает ручная щелевая лампа. Ее применяют при отсутствии щелевой лампы, позволяющей провести биомикроскопию у ребенка младшего возраста в горизонтальном положении. Ручную щелевую лампу можно использовать для обследования маленьких детей в поликлинических условиях, у которых из-за беспокойного поведения невозможно провести биомикроскопию с помощью обычных щелевых ламп. В стационаре ручную щелевую лампу целесообразно применять для осмотра глаз при перевязках оперированных детей, находящихся на строгом постельном режиме. В этих случаях она имеет большие преимущества перед диффузным освещением глаза, позволяя более детально исследовать состояние операционного разреза, передней камеры и ее влаги, радужки, области зрачка.

При биомикроскопии глаза соблюдают определенную последовательность. Наследование конъюнктивы имеет важное значение для диагностики ее воспалительных или дистрофических состояний. Щелевая лампа позволяет исследовать эпителий, заднюю пограничную пластинку, эндотелий и строму роговицы, судить о толщине роговицы, наличии отека, воспалительных посттравматических и дистрофических изменений, а также о глубине поражения, отличить поверхностную васкуляризацию от глубокой. Биомикроскопия дает возможность рассмотреть мельчайшие отложения на задней поверхности роговицы, детально изучить характер преципитатов. При наличии посттравматических рубцов детально исследуют их состояние (размеры, интенсивность, cpaщения с окружающими тканями).

С помощью щелевой лампы можно измерить глубину передней камеры, выявить слабовыраженные помутнения водянистой влаги (феномен Тиндаля), определить наличие аз ней крови, экссудата, гноя, исследовать радужку, установить обширность и характер ее воспалительных, дистрофических и посттравматических изменений.

Биомикроскопию хрусталика целесообразно проводить при диффузном и прямом фокальном освещении в проходящем свете и в зеркальном поле при максимально расширенном мидриатическими средствам зрачке. Биомикроскопия позволяет установить положение хрусталика, судить о его толщине, выявляя сферофаокию или явления частичного рассасывания хрусталика. Метод дает возможность диагностировать изменения кривизны (лентиконус, лентигглобус, сферофакия), колобомы, помутнения хрусталика, определить их размеры, интенсивность и локализацию, а также исследовать переднюю и заднюю капсулы.

Исследование стекловидного тела проводят при максимально расширенном зрачке, применяя прямое фокальное освещение или исследование в темном поле. Для осмотра задней трети стекловидного тела применяют рассеивающую линзу. Биомикроскопическое исследование стекловидного тела позволяет обнаружить и детально рассмотреть изменения его структуры при различных пато-логических процессах дистрофического, воспалительного и трав-матичеокого характера (помутнения, кровоизлияния).

Исследование в проходящем свете и офтальмоскопия. Исследование в проходящем свете необходимо для оценки состояния: глубжележащих отделов (структур) глаза — хрусталика и стекловидного тела, а также для ориентировочного суждения о состоянии глазного дна. Источник света (матовая электрическая лампа 60—100 Вт) располагается слева и позади больного. Врач с помощью офтальмоскопичекого зеркала, которое помещает переде своим глазом, направляет пучки света в область зрачка ребенка.

Через отверстие офтальмоскопа при прозрачности сред глаза видно рагнномерное красное сведение зрачка. При наличии помутнений на пути прохождения светового пучка они определяются в виде темных пятен разнообразной формы и величины на фоне красного зрачка. Глубину залегания помутнений определяют при перемещении взгляда больного. Помутнения, расположенные в передних слоях хрусталика, смещаются ib направлении движения глаза, находящиеся в задних отделах,в обратном направлении.

Офтальмоскопия может быть как прямой, так и обратной. Обратную офтальмоскопию проводят в затемненной комнате с помощью офтальмоскопического зеркала и лупы силой 13,0 дптр, которую помещают перед глазом больного на расстоянии 7—8 см. Действительно обратное и увеличенное примерно в 5 раз изображение глазного дна врач видит как бы висящим в воздухе на расстоянии 5-7 см кпереди от лупы. Для того чтобы рассмотреть большую область глазного дна, если нет противопоказаний, зрачок обследуемого предварительно расширяют. При обратной офтальмоскопии последовательно осматривают диск зрительного нерва (границы, цвет), макулярную область, цен-тральную ямку, сосуды сетчатки, периферию глазного дна.