Нужны доноры

6. Основные методы исследования органа зрения и зрительных функций c.1

Анамнез. Анамнестические сведения о ребенке и заболевании его глаз получают главным образом при опросе родителей, чаще матери, или ухаживающего за ребенком лица. Сведения, полученные от самого больного ребенка, во внимание принимают редко, поскольку дети не всегда умеют правильно оценить свои болезненные ощущения, легко внушаемы и иногда могут умышленно ввести врача в заблуждение. Однако при умелом опросе детей школьного и даже дошкольного возраста можно получить ценные введения, которые помогут установить правильный диагноз. Например, можно установить характер и локализацию болей в глазу, некоторые особенности расстройств зрения (плохо видит днем или в сумерки, наблюдаются ли дефекты в поле зрения, искажение или двоение предметов), обстоятельства, при которых произошло повреждение глаза и т. д. В некоторых случаях опрос родителей следует проводить в отсутствии ребенка, например при склонности его к невротическим или истерическим реакциям либо при выяснении особенностей течения беременности и родов у матери, о которых ребенок не должен якать.

Прежде всего необходимо выяснить, что побудило родителей обратиться к врачу, когда были замечены первые признаки расстройства зрения или заболевания глаз у ребенка, в чем они проявлялись, какова их предполагаемая причина, не было ли раньше подобных или каких-либо других заболеваний глаз, если были, то проводилось ли их лечение, какое, насколько оно было эффективным. Основываясь на ответах на эти вопросы, врач составляет первое впечатление о заболевании глаз у ребенка и ведет дальнейший опрос более целенаправленно. Так, если поводом для обращения к врачу явилась травма глаза у ребенка, то нужно выяснить обстоятельства, при которых она произошла.

В случаях врожденных или рано приобретенных заболеваний глаз у ребенка 'особенно при подозрении на их наследственный характер, может потребоваться детальный семейный анамнез. Врач должен выяснить, наблюдались ли в семье прежде подобные заболевания, в жаких поколениях и у кого именно, в каком возрасте эти заболевания начинали развиваться. При подозрении на инфекционное заболевание глаз важно узнать, нет ли аналогичных заболеваний в семье, квартире или коллективе, в которых находится ребенок. Если складывается впечатление о связи нарушения зрения у ребенка со зрительной работой, то необходимо получить сведения о ее характере, продолжительности, гигиенических условиях, возникающих три этом ощущениях.

Общий осмотр глаза и определение реакции зрачка на свет.

Наружный, или внешний, осмотр начинают с оценки вида и состояния лица ребенка, расположения его глаз и вспомо-гательного аппарата.

Для этого лицо больного хорошо освещают стоящей слева и спереди от него настольной лампой.

Осмотр органа зрения проводят в определенной последовательности, основываясь обычно на принципе анатомического расположения его отдельных частей. В продолжение всего офтальмологического исследования с ребенком следует вести спокойный, отвлеченный, занимательный разговор (о семье, школе, играх, книгах, товарищах и дp.).

Начинают осмотр c определения расположения и подвижности век. Должны быть отменены изменения кожи век (гиперемия, подкожные кровозлияния, отек, инфильтрация) и краев веж (рост ресниц, чешуйки и корочки у основания ресниц, изъязвления, «кисты, невусы и др.). Обычно веки плотно прилежат к глазному яблоку, но как следствие различных патологических процессов может произойти выворот или заворот век. Обращают внимание на наличие и характер роста ресниц.

Приподняв верхнее и сместив книзу нижнее веко, определяют выраженность слезных точек, их положение по отношению к слезному озеру. Надавливая на область слезных «канальцев или слезного мешка, выявляют возможное отхождение через слезные точки патологического содержимого канальцев и слоеного мешка. Подняв верхнее веко кверху кнаружи и предложив ребенку смотреть на кончик своего носа, осматривают пальпебралыную часть слезной железы.

Определяют полноту и плотность закрытия глазной щели. Затем осуществляют осмотр конъюнктивального мешка, прежде всего с целью выявления возможного укорочения cводов, опухолей и др. Осмотр проводят приподняв верхнее и оттянув нижнее веко. Последовательно осматривают конъюнктиву век, переходную складку, области слезного мешка и глазного яблока. В норме конъюнктива всех его отделов гладкая, блестящая, влажная, бледно-розовая, чувствительна к нежному прикосновению ворсинки ваты или волоска.

Далее определяют состояние глазных яблок, их величину, форму и положение в глазнице. Могут отмечаться (нистагм непроизвольные ритмичные движения глазных яблок, смещение глаза кпереди - экзофтальм или кзади — энофтальм. Наиболее часто наблюдается отклонение глазных яблок кнутри или кнаружи -косоглазие. Определяют объем движений глазного яблока во всех направлениях. В процессе осмотра глазных яблок обращают особое внимание на цвет склеры (она должна быть белая или слегка голубоватая) и прозрачность, зеркальность, блеск и влажность роговой оболочки, а также вид и размеры лимба. Лимб обычно имеет гладкую поверхность и сероватый цвет, ширина его 1 — 1,5 мм, а при различных видах патологии или врожденных аномалиях лимб имеет другой цвет (коричневатый и др.) и большие размеры, поверхность его бугристая.

Осмотр с боковым освещением. Осмотр с боковым освещением необходим для более детального исследования (состояния края век, союзных точек, слизистой оболочки (конъюнктивы), склеры, лимба и роговицы. Кроме того, важно определить состояние передней камеры, радужной оболочки и зрачка. Исследование лучше проводить в затемненном помещении. Лампу помещают слева и спереди от обследуемого, освещая его лицо и облагать глазного яблока. В процессе осмотра врач направляет фокусированный пучок света от лампы на остальные участки глаза c помощью линзы (лупы) силой 13,0 или 20,0 дптр, держа ее в правой руке на расстоянии 7-10 cм от глаза обследуемого.

Слизистая оболочка нижнего вежа и свода доступна для осмотра при оттягивании края нижнего века книзу, а верхнего — кверху, при этом ребенок должен смотреть вверх или вниз. Обращают внимание на цвет, поверхность (фолликулы, сосочки, полипозные разрастания), подвижность, просвечивание протоков тадозальных (мейбомиевых) желез, наличие отечности, инфильтрации, Рубцовых изменений, инородных тел, пленок, отделяемого и т. д. Детальный осмотр конъюнктивы верхнего века осуществляют после его выворота. Для исследования слизистой оболочки верхнего свода, которая невидима при обычном вывороте, необходимо при вывернутом веке слегка надавить через нижнее веко на глазное яблоко. Осматривая слизистую оболочку глазного яблока, обращают внимание на состояние ее сосудов, влажность, блеск, прозрачность, подвижность, наличие отека, новообразований, Рубцовых изменений, пигментации и др. Сквозь нормальную слизистую оболочку обычно просвечивает белая или голубоватая склера.

Далее осматривают область лимба. Он может быть расширен (при глаукоме), утолщен, инфильтрирован (при трахоме, весеннем катаре), на лимб могут заходить сосуды с конъюнктивы (при трахоме, скрофулезе и др.). Особенно тщательно необходимо определять с помощью фокального освещения прозрачность, (зеркальность, блеск, форму и величину (роговой оболочки, так как они могут резко изменяться при воспалениях (кератиты), дистрофиях, повреждениях и (опухолях. При боковом освещении (можно оценить также состояние передней камеры (глубина, равномерность, прозрачность), радужки (цвет, (рисунок, сосуды) и зрачка (реакция, контуры, (размеры, цвет).

Осмотр глаз у маленьких детей при резком блефароспазме возможен лишь при раскрытии глазной щели с помощью векоподъемников. Медицинская сестра, посадив ребенка на колени, держит одной рукой его тело и руки, другой - голову, ноши ребенка зажимает между коленями. Векоподъемник вставляют под верхнее и за нижнее веко.

Осмотр комбинированным методом. Осмотр комбинированным методом необходим для выявления более тонких изменений краев век, слезных точек, лимба, роговицы, передней камеры, радужки, хрусталика и зрачка. Метод заключается в боковом освещении глаза и осмотре освещенного места через ручную или бинокулярную лупу.

Комбинированный метод позволяет обнаружить маловыражен-ные изменения формы, прозрачности, зеркальности и влажности роговицы, определить длительность существования воспалительных инфильтратов, их форму, глубину расположения, участки изъязвлений, врастание сосудов в лимб и роговицу. С помощью этого метода могут быть выявлены преципитаты на задней поверхности роговицы, мутность влаги передней камеры, вновь образованные сосуды, атрофические и другие изменения радужки и ее зрачкового пояса, ,а также помутнения в хрусталике, его дислокация и даже отсутствие.

Исследование реакции зрачков на свет. Различают прямую и содружественную реакцию зрачков на свет. Прямую реакцию определяют, попеременно засвечивая любым источником света область здрагчка то одного, то другого глаза. Определение активности зрачковой реакции лучше проводить в затемненной комнате. Самый простой способ определения прямой реакции зрачков на свет заключается в том, чтобы закрывать ладонью на несколько секунд то правый, то левый глав и быстро открывать. Под ладонью (в темноте) зрачок несколько расширяется, а при открытии — быстро суживается. Содружественную реакцию зрачка правого глада определяют при засвете левого глаза и наоборот. Более важное значение для определения наличия зрения имеет прямая зрачковая реакция. Наличие реакции на свет каждого зрачка в отдельности свидетельствует о том, что обследуемый видит и правым, и левым глазом. Живость (скорость) зрачковой реакции косвенно характеризует не только наличие, но и качество зрения. Определение реакций зрачков на свет важно для диагностики задних спаек радужки при увеитах, ее повреждений при контузиях и др.

Зрачковые реакции можете исследовать и регистрировать с помощью специальных аппаратов - пупиллографов. Подобные исследования чаще всего проводят в неврологических, нейрохирургических и психиатрических клиниках для топической диагностики патологии, оценки динамики процесса и эффективности лечения.