Нужны доноры

1. Основы организации охраны зрения и офтальмологической помощи детям c.1

Охрана здоровья советского народа, включающая в себя все аспекты профилактики, лечения и диспансеризации, является постоянной заботой Коммунистической партии и Советского правительства. С первых дней существования Советского государства охрана здоровья постоянно остается одной из первостепенных задач.

Важной стороной охраны здоровья детей является охрана их зрения. Это обусловлено ведущей ролью зрительного анализатора в адаптации ребенка к внешней среде, в создании благоприятных условий для всестороннего гармонического развития. Неопровержимо доказано, что при полноценном функционировании зрительного анализатора обеспечивается оптимальный жизненный комфорт и сравнительно меньше общая заболеваемость детей.

Структура организации охраны зрения и офтальмологической помощи детям в нашей стране складывалась постепенно, но динамично. Начало развитию офтальмологической помощи детям было положено отделами охраны зрения детей и детскими хирургическими отделениями научно-исследовательских институтов глазных болезней в Москве и Одессе, а также некоторыми кафедрами глазных болезней медицинских институтов Ленинграда, Днепропетровска, Минска, Харькова и др. Однако даже на протяжении послевоенных лет детская офтальмология развивалась в лоне «взрослой» офтальмологии. Лишь в 1968 г. эта служба получила юридический статус: Министерство здравоохранения СССР ввело в штатное расписание должность «детский офтальмолог». С каждым годом в нашей стране растет сеть детских глазных учреждений, созданы клинические базы для специализации и усовершенствования врачей по детской офтальмологии. Целенаправленность и регламентирование подготовки будущих педиатров в области охраны зрения и первой врачебной помощи детям с глазной патологией, а также детских офтальмологов из числа педиатров по существу начата с 1963 г. на первой в СССР кафедре глазных болезней педиатрического факультета II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова (II МОЛГМИ). Здесь впервые были разработаны профилированные учебные программы, методические руководства, учебник, а также другие учебные и наглядные пособия для студентов, стажеров (специализация и усовершенствование) и клинических ординаторов, а также для аспирантов и преподавателей —- слушателей циклов повышения педагогического мастерства.

В целях организационно-методического руководства и оперативного контроля за деятельностью детской офтальмологической службы во всех республиках, краях, областях, городах и при центральных районных больницах органами здравоохранения (министерства, управления, отделы) утверждаются (из числа наиболее опытных детских глазных врачей) нештатные главные (старшие) детские офтальмологи. В Министерстве здравоохранения СССР эту работу координирует также нештатный главный детский офтальмолог.

Офтальмологическую помощь детям оказывают не только в специализированных детских учреждениях, но и в глазных учреждениях для взрослых. В настоящее время нет детской городской поликлиники, где не был бы открыт глазной кабинет. Глазные детские отделения функционируют в составе множества многопрофильных детских больниц, а также в больницах для взрослых, в специализированных глазных больницах.

Для лечения детей преимущественно школьного возраста со сниженным зрением и косоглазием созданы районные, межрайонные и городские кабинеты охраны зрения, в которых специально подготовленные врачи-офтальмологи и медицинские сестры проводят плеоптическое и ортоптическое лечение. Не имеет себе равных в мире система лечения детей с функционально обратимыми расстройствами зрения в специализированных детских яслях-садах, школах-интернатах, пионерских лагерях и санаториях. В Москве и Ленинграде созданы специализированные детские глазные консультативные поликлиники (схема 1). Открываются такие поликлиники, а также офтальмологические диспансеры и центры микрохирургии в других крупных городах страны.

В результате планомерной подготовки кадров, создания и развития детской офтальмологической сети и оснащения ее современной медицинской техникой и медикаментами, проведения широких профилактических общемедицинских мероприятий за последнее десятилетие резко снизилась заболе!ваемость инфекционными болезнями глаз. Почти не наблюдаются случаи поражения глаз при кори, дифтерии, венерических болезнях. Практически полностью ликвидирована заболеваемость детей трахомой.

Сравнительно редкими стали заболевания глаз туберкулезной и токсоплазмозной этиологии. Ранние профилактические осмотры детей позволяют своевременно диагностировать и эффективно лечить врожденную глаукому, катаракту. В связи с этим значительно снизился процент случаев слепоты при этих врожденных заболеваниях. Диагностика ретинобластомы и других злокачественных новообразований органа зрения в ранней стадии позволила снизить смертность, а во многих случаях и сохранить у детей зрение. Проводятся широкие санитарно-гигиенические и лечебные мероприятия по борьбе с прогрессирующей близорукостью. Раннее (к году жизни) объективное определение рефракции и назначение необходимой очковой коррекции способствуют ежегодному снижению частоты возникновения у детей амблиопии и косоглазия.

Структура и уровень детской глазной заболеваемости и травматизма в нашей стране благоприятнее, чем в других высокоразвитых странах мира.

В настоящее время, судя по данным ежегодной диспансеризации по ежедневной обращаемости детей в глазные кабинеты детских поликлиник, заболевания глаз в общей структуре болезней у детей составляют 15%. Основными заболеваниями органа зрения у детей являются воспалительные процессы конъюнктивы век и слезного аппарата (до 50%), далее идут аномалии рефракции со снижением зрения (до 20%), косоглазие (до 3%), примерно 10% детей обращаются по поводу заболеваний роговицы, хрусталика, сосудистой оболочки и сетчатки. Около 10% составляют повреждения глаз, среди причин слабовидения и слепоты у детей раннего и дошкольного возраста в последние десятилетия ведущее место занимают врожденные заболевания и повреждения глаз. В то же время резко снизился удельный вес воспалительных процессов как причин слабовидения и слепоты. У детей школьного возраста основными причинами инвалидизации являются прогрессирующая близорукость, повреждения глаз и последствия проявлений общей патологии.

В СССР создана широкая сеть школ и школ-интернатов для слабовидящих и отдельно для слепых детей.

В школы для детей с нарушениями зрения принимают больных с остротой центрального зрения на лучше видящем глазу в пределах от 0 до 0,4.

Офтальмологические показания к направлению в школы для детей с нарушениями зрения устанавливают строго индивидуально в зависимости от состояния основных зрительных функций — остроты центрального зрения с переносимой коррекцией обычными оптическими стеклами, поля зрения, а также характера поражения органа зрения и течения патологического процесса на обоих или лучше видящем глазу. Принимаются во внимание все данные, полученные при осуществлении различных офтальмологических исследований.

В школу для слепых принимают детей:

  1. с остротой центрального зрения на лучше видящем глазу 0,04 и ниже с переносимой коррекцией;
  2. с остротой центрального зрения на лучше видящем глазу 0,05-0,08 с переносимой коррекцией при атрофии зрительного нерва, пигментной дегенерацией сетчатки, других ретинитах, хориоретинитах, дегенерации желтого пятна, злокачественно прогрессирующей близорукости, гидрофтальме и других видах глаукомы, а также при заболеваниях, характеризующихся частыми приступами, прогрессирующим падением зрения;
  3. с концентрическим сужением поля зрения до 35° или с центральной скотомой.

В школу для слабовидящих принимаются дети:

  1. с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,4 с переносимой коррекцией на лучше видящем глазу;
  2. с остротой центрального зрения лучше видящего глаза выше 0,05 с переносимой коррекцией при катаракте, афакии, дальнозоркости, дальнозорком астигматизме, высокой близорукости и близоруком астигматизме, характеризующихся стационарным состоянием;
  3. с более высокой остротой центрального зрения в случае часто рецидивирующих кератитов, увеитов при близорукости свыше 10,0 дптр и дальнозоркости свыше 8,0 дптр, при астигматизме свыше 5 дптр с наличием астенопических явлений, развивающихся при работе на близком расстоянии.

Все дети должны читать шрифт № 9 таблицы для определения зрения вблизи с переносимой коррекцией обычными оптическими стеклами с расстояния не ближе 15 см.

В связи с состоянием здоровья и другими причинами в школу могут быть приняты дети с нарушением зрения с превышением приемного возраста на 1-2 года и более. В дошкольные группы можно принимать детей 6-летнего возраста.